В осетинской мифологии Уацилла (уац — «божество», «божественный» +
Илла — имя Ильи-пророка) занимает одно из основных мест в пантеоне
осетинских божеств и является покровителем хлебных злаков и всего, что
произрастает на земле для пользы человека.
Этот персонаж многими чертами
напоминает св.Илью Громовержца. Уацилла распоряжается молниями, громом,
плодородием земли. Культ этого божества был распространен повсеместно в Осетии
и это несмотря на то, что земледелию в горах отводили меньше места. Впрочем, в
горах земледелием занимались не менее интенсивно, хотя из-за географических
условий экстенсивность была ограниченной.
Чтобы трава на пастбищах и
сенокосах была сочной, молятся Уацилла, поклоняются ему и во время засухи или
длительной непогоды.
Считалось, что Уацилла
разъезжает по небу и направляет свои стрелы — громовые удары на землю,
истребляя злых духов. Во избежание гнева Уациллы, убитого громом не оплакивали,
а водили вокруг него хоровод с песнями, а затем хоронили на месте смерти.
Загоревшийся от громового удара дом или стог хлеба не полагалось тушить.
Уацилла имеет сложную природу. По
мере развития хозяйства и мировоззрения древних предков осетин он объединил в
себе кроме указанных функций еще и функции других божеств или духов, влиявших в
той или другой степени на результаты земледельческого труда. Под именем
«Уацилла» очевидно скрывается древнеосетинское божество природы.
Почти в каждом ущелье есть
святилище Уацилла, главным из которых является святилище в Даргавсе на горе
Тбау.
Иллюстрация картины И.Лотиева "Уацилла"
|