|
Уастырджи – особо почитаемый
осетинами святой, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств.
Согласно этимологии В.И.Абаева,
общепризнанной в науке, Уастырджи есть не что иное, как иронская форма имени
святого Георгия: уас – «святой», стыр – «великий», джи – «Джио, Георгий».
Дословно – «святой великий Георгий». Дигорский диалект сохранил более древнюю
форму – Уас Герги. Таким образом, идентичность имен налицо и не вызывает
возражений. Однако относительно соотнесенности образов святого Георгия и
Уастырджи имеют место два взаимоисключающих мнения. Одни, исходя из
синонимичности имен, утверждают полную идентичность святых небожителей; другие,
указывая на несоответствия собственно образов, доказывают их абсолютную несхожесть,
вынужденно изменяя при этом этимологию.
Уастырджи покровитель мужчин,
воинов, путников, защитник честных людей, бич воров, плутов,
клятвопреступников, убийц. «Он же главный патрон человека во время его
посмертного и самого опасного путешествия в загробный мир». (В.Ф.Миллер.
«Отголоски кавказских верований на могильных памятниках»).
По В.И.Абаеву, у Уастырджи
отмечаются и черты солнечного божества. Он заступник бедных и обиженных, но он
может наслать болезни на провинившихся. Его именем и проклинали и
благословляли. Он даже первый пахарь. Он многогранен и всеведущ, как и положено
главнейшему божеству.
Свою популярность и
признательность у осетин Уастырджи унаследовал от тех дохристианских божеств,
преемником которых он стал и функции которых он воспринял.
Наличие большого количества
святилищ в честь Уастырджи также характеризует его как особо почитаемое
божество. Очень редким было село, которое не имело бы своего «Уастырджи кувандон»
(святилище св.Георгия). До сих пор нередко можно встретить такие святилища в
горах Осетии: на многих проезжих путях, в долинах гор и на самых опасных для
путника перевалах. Иллюстрация картины И.Лотиева "Уастырджи"
| |